Официальный сайт

отдела по образованию и опеке

Семилукского муниципального района

Воронежской области

 





 

Информация для выпускников образовательных учреждений

 

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

Советы родителям

 

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

  2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

  7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

  8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.

  9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.

  10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.

  11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

  12. Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

 

Советы учителям

 

  1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

  2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.

  3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.

  4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

  5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.

  6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

 

Советы выпускникам

 

Подготовка к экзамену в домашних условиях

 

  1. Подготовь место для занятий;

  2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;

  3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;

  4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;

  5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;

  6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

  7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;

  8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;

  9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

 

Накануне экзамена

 

      Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.        Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

       В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

 

Перед началом тестирования

 

        В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).

        Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

 

Во время тестирования

 

  1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

  2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

  3. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.

  4. Начни с лёгкого!

  5. Думай только о текущем задании!

  6. Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

  7. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.

  8. Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

 

  Рекомендации по психологическому сопровождению

подготовки и проведения

единого государственного экзамена

 

 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

 

        Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен – новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников.

       Очевидно, что в этой ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.

   

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

 

       Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

       Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

       Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».

       Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

·    Забыть о прошлых неудачах ребенка;

·    Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·    Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

       Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

      

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

1.Опираться на сильные стороны ребенка;

2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;

3.Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;

4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

 

1.     Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

2.     Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;

3.     Помогайте избежать ошибок;

4.     Поддерживайте выпускника при неудачах;

5.     Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;

6.     Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;  

7.     Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ:

 

Уважаемые выпускники!

 

       Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

·        Вас встретят доброжелательные педагоги;

·        каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

·        на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

       Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена решатся сами собой.

       Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность.

       При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.

       Следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена, 3) поведение собственно во время экзамена.

 

Подготовка к экзамену:

·    дома следует оборудовать место для занятий (убрать лишние вещи, хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, это могут быть картинки, коллаж);

·    составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться;

·    если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше;

·    через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв;

·    материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме);

 

Накануне экзамена:

настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них;

·    с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.

 

Во время экзамена:

·    ознакомьтесь с вопросами и начинайте отвечать с того вопроса, который для Вас легче;

·    практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.